Инженерная геология, буровые работы

ПППА - pppa.ru


ПППА - работы, услуги, партнерство
на главную страницу сайта

Инженерная геология, буровые работы - полезная информация
к оглавлению документов и статей

Правила безопасности при геологоразведочных работах
ПБ 08-37-93

Раздел 10

ТРАНСПОРТ

10.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

10.1.1. При эксплуатации транспортных средств, перевозке людей и грузов должны выполняться требования действующих "Правил дорожного движения", "Правил по охране труда на автомобильном транспорте", "Правил перевозки взрывчатых материалов автомобильным транспортом", "Правил плавания по внутренним судоходным путям", "Правил техники безопасности на судах морского флота", "Правил безопасности на судах речного флота", "Правил Регистра СССР", "Правил навигационно-технического надзора за маломерными судами", а также нормативных документов Министерства гражданской авиации. Министерства путей сообщения, Министерства внутренних дел СССР, Министерства геологии СССР.
10.1.2. Техническое состояние и оборудование транспортных средств, применяемых на геологоразведочных работах, должны отвечать требованиям соответствующих стандартов, правил технической эксплуатации, инструкций по эксплуатации заводов-изготовителей, регистрационных документов.
10.1.3. Переоборудование транспортных средств должно быть согласовано с соответствующими органами надзора (ГАИ, Регистром СССР, Госпроматомнадзором СССР, технической инспекцией труда профсоюза).
10.1.4. До начали эксплуатации все транспортные средства должны быть зарегистрированы (перерегистрированы) в установленном порядке и подвергнуты ведомственному и Государственному (там, где это требуется) техническому осмотру. Запрещается эксплуатация транспортных средств, не прошедших технического осмотра.
10.1.5. К управлению транспортными средствами приказом по предприятию после прохождения инструктажей по технике безопасности и безопасности движения и стажировки в установленном порядке допускаются лица, прошедшие специальное обучение, имеющие удостоверение на право управления соответствующим видом транспорта, при наличии непросроченной справки медицинского учреждения установленной формы о годности к управлению транспортными средствами данной категории.
10.1.6. Назначение лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, выпуск их на линию, безопасность перевозки людей и грузов, производство погрузочно-разгрузочных работ, оформляется приказом предприятия по каждому подразделению.
10.1.7. В полевых подразделениях должны быть созданы условия для сохранности транспортных средств, исключающие угон и самовольное использование их.
10.1.8. При направлении водителя в дальний рейс, длительность которого превышает рабочую смену, в путевом листе должны быть указаны режим работы (движения) и пункты отдыха водителя.
Водители транспортных средств, направляемые в рейс со сложными погодными и дорожными условиями и по временным дорогам, должны быть обеспечены маршрутными картами движения с указанием особенностей пути и мер безопасности, медикаментами, неприкосновенным запасом продовольствия, а при необходимости и водой.
Примечание. Категория "дальний рейс" устанавливается приказом руководителя предприятия исходя из местных условий, продолжительности и протяженности рейса.
10.1.9. При направлении двух и более транспортных средств в один пункт из числа специалистов или водителей приказом должен быть назначен старший, указания которого обязательны для всех водителей колонны (группы).
10.1.10. Запрещается:
а) направлять в дальний рейс одиночные транспортные средства;
б) во время стоянки отдыхать или спать в кабине или крытом кузове автомобиля (гусеничного транспорта) при работающем двигателе;
в) двигаться по насыпи, вдоль уступа или обрыва, если расстояние от колес автомобиля, трактора до бровки откоса менее 1 м.
10.1.11. Для движения по территории предприятия (базы, склады и т.п.) в соответствии с "Правилами по охране труда на автомобильном транспорте" должен быть составлен схематический план движения транспортных средств с указанием разрешенных и запрещенных направлений, поворотов, мест стоянок, выездов, съездов и т.д. Этот план доводится до сведения всех работающих и вывешивается в нескольких местах на территории и в производственных помещениях.
Скорость движения транспортных средств на территории предприятия не должна превышать 10 км/ч, а в производственных помещениях - 5 км/ч.
10.1.12. Взрывчатые материалы, радиоактивные, сильнодействующие ядовитые, легковоспламеняющиеся и другие опасные грузы разрешается перевозить в соответствии со специальными правилами и инструкциями.
10.1.13. Транспортировка крупногабаритных грузов (буровой установки, блоков, мачт) волоком должна производиться по заранее подготовленной трассе и под руководством ответственного лица.
Перевозка людей

10.1.14. Перевозить людей, как правило, следует в автобусах. В виде исключения допускается перевозка людей в кузовах грузовых бортовых автомобилей и гусеничных тягачей, транспортеров, а также на тракторных санях, оборудованных для этих целей.
Перевозка людей на транспортных средствах, специально предназначенных для этой цели (вахтовым транспортом), должна производиться в соответствии с "Инструкцией по безопасной перевозке людей вахтовым транспортом".
Перевозка технологического персонала партий в специальных транспортных средствах (каротажных подъемниках, смоточных и генераторных станциях, станциях взрывпункта и др.) разрешается в количестве, соответствующем числу мест, оборудованных для сидения, и указанном в технической характеристике оборудования.
Перевозка людей на тракторных прицепах разрешается трактористам-машинистам, имеющим удостоверение на право управления трактором, стаж непрерывной работы в качестве водителя не менее трех лет и прошедшим инструктаж по безопасной перевозке людей. Допуск тракториста к перевозке людей должен быть оформлен приказом.
10.1.15. Тракторные сани для перевозки людей должны быть исправными, оборудованы сиденьями и иметь:
а) металлический передний борт высотой не менее 1,5 м, толщиной не менее 3 мм;
б) остальные борта высотой не менее 70 см из досок толщиной не менее 25 мм (задний борт должен быть откидным);
в) настил пола из плотно уложенных досок толщиной не менее 40 мм;
г) сигнализацию между трактористом и находящимися в прицепе людьми.
10.1.16. Гусеничные тягачи при перевозке людей должны отвечать следующим требованиям:
а) кузов-платформа должна быть оборудована дугами для крепления тента;
б) задний борт должен быть обеспечен ступенькой для удобной посадки и высадки людей;
в) борта кузова, в том числе и задний, должны быть оборудованы прочными перилами (спинками) высотой 45-50 см от сидений;
г) кузов должен быть обеспечен освещением и сигнализацией для связи с водителем.
10.1.17. Водитель должен начинать движение, только убедившись, что условия безопасности перевозки людей обеспечены, после получения сигнала на отправление от старшего, находящегося в салоне (кузове, на прицепе).

Погрузочно-разгрузочные работы

10.1.18. Погрузочно-разгрузочные работы должны производиться под руководством ответственного лица.
10.1.19. Погрузочно-разгрузочные работы должны выполняться в соответствии с требованиями действующих стандартов (ГОСТ 12.3.009-76, ГОСТ 12.4.026-76).
10.1.20. Погрузка и разгрузка грузов на автомобильном, водном, железнодорожном, авиационном транспорте должны выполняться в соответствии с действующими правилами и инструкциями по технике безопасности при производстве погрузочно-разгрузочных работ на данных видах транспорта.
10.1.21. При погрузке и разгрузке грузов механическими подъемными кранами должны выполняться "Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов" и "Инструкция по безопасному производству работ по перемещению грузов стреловыми самоходными и передвижными кранами и автопогрузчиками".
10.1.22. Запрещается находиться на погрузочно-разгрузочной площадке лицам, не имеющим прямого отношения к выполняемой работе.
10.1.23. При использовании покатами должны соблюдаться следующие условия:
а) расстояние между покатами должно быть таким, чтобы трубы или бревна выступали за них не более чем на 1 м;
б) в покатах должно быть предусмотрено устройство, предотвращающее обратное скатывание труб или бревен;
в) масса длинномерного груза, перемещаемого по покатам вручную, не должна превышать 500 кг;
г) работающие не должны находиться между покатами.

Переноска тяжестей

10.1.24. При переноске тяжестей вручную по ровной и горизонтальной поверхности предельная норма не должна превышать:
10 кг - для подростков женского пола от 16 до 18 лет;
16 кг - для подростков мужского пола от 16 до 18 лет;
15 кг - для женщин старше 18 лет;
50 кг - для мужчин старше 18 лет.
По наклонным трапам и лестницам допускается подъем грузов массой до 50 кг на высоту не более 3 м по вертикали.
Для подъема и перемещения грузов массой более 50 кг и длинномерных грузов (рельсы, балки и т.д.) должны применяться механизмы и приспособления.
10.1.25. Запрещается переноска вручную баллонов со сжатым газом, а также кислот, щелочей в стеклянной посуде без специальных приспособлений (носилок, тары с ручками, тележек и т.п.).
10.1.26. При переноске грузов в маршруте допустимая нагрузка для мужчин не более 25 кг, для женщин не более 15 кг, в высокогорных районах соответственно не более 16 и 10 кг.

10.2. АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ

10.2.1. Автомобили, предназначенные для перевозки опасных грузов, должны быть оборудованы в соответствии с требованиями "Инструкции по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом".
10.2.2. Горючие жидкости разрешается перевозить только в цистернах и других закрытых металлических емкостях; в прочих сосудах (бутылях, ведрах и т.п.) перевозка горючих жидкостей запрещается.
На автомобилях, перевозящих горючие жидкости, запрещается находиться лицам, не связанным с обслуживанием перевозок.
10.2.3. Перевозка едких жидкостей в стеклянной таре должна производиться в специальной таре.
10.2.4. Автомобиль-самосвал и прицеп-самосвал должны иметь опорные приспособления необходимой прочности, исключающие возможность самопроизвольного опускания поднятого кузова (штангу, шарнирно скрепленную с рамой).
На бортах должна быть нанесена несмываемой краской надпись "Не работать без упора при поднятом кузове!".
10.2.5. Автомобили, прицепы и полуприцепы, предназначенные для перевозки длинномерных грузов, должны быть оборудованы откидными стойками и щитками (последние устанавливают между кабиной и грузом), иметь поворотные круги, снабженные приспособлениями для закрепления этих кругов при движении автомобиля без груза, а также стопоры, предупреждающие поворачивание прицепа при движении назад.
10.2.6. Платформы бортовых прицепов должны отвечать требованиям, предъявляемым к грузовым платформам автомобиля.
Бортовые прицепы должны быть оборудованы тормозами, управляемыми из кабины автомобиля, а также иметь стояночный тормоз.
10.2.7. Полуприцепы должны быть оборудованы:
а) исправными устройствами, служащими передней опорой, когда они отцеплены от транспортного средства;
б) исправным седельным устройством, обеспечивающим фиксированное положение замков ("Открыто", "Закрыто");
в) стояночным тормозом, служащим для затормаживания полуприцепов при сцепке, расцепке и стоянке.
10.2.8. При движении автомобилей в гололедицу по дорогам с большими подъемами, в горных условиях и частыми поворотами должны применяться средства противоскольжения.
10.2.9. Все автомобили должны быть укомплектованы упорами под колеса (башмаками) в количестве не менее двух, а автомобили, работающие в горных условиях, дополнительно приспособлениями для жесткой сцепки при буксировании.
10.2.10. Все операции по вытаскиванию транспортных средств (снежные заносы, болота, плывуны) должны проводиться под руководством старшего в рейсе, который до начала буксировки обязан провести инструктаж, удалить из опасной зоны людей и предметы, которые могут стать помехой. Длина буксирного троса в этом случае не ограничивается, но должна быть не менее 3 м. Использование в качестве гибкой сцепки синтетических канатов запрещается.

10.3. ТРАКТОРЫ (ТРАНСПОРТЕРЫ) И ПРИЦЕПЫ К НИМ

10.3.1. Запрещается эксплуатация тракторов, имеющих неисправные устройства запуска двигателя непосредственно из кабины.
10.3.2. Прицепы должны соединяться с трактором (транспортером) жесткой сцепкой (дышло, тяга и т.п.) и иметь страховочный трос.
Число прицепов в тракторном поезде определяется тяговой мощностью трактора (транспортера), его массой и дорожными условиями (при общей длине поезда не более 24 м).
10.3.3. При работе тягача с прицепами, на которых находятся люди, разрешается трогаться с места только после получения от них сигнала на отправление.
10.3.4. Для различных режимов работы транспортного средства (прицепка, сцепка, разворот, подача трактора назад, вперед, остановка, трогание с места и т.д.) должны быть определены сигналы и порядок обмена ими между водителем и сопровождающими лицами (сцепщиками).
10.3.5. Запрещается садиться в кабину или выходить из нее на ходу трактора, также запрещается садиться в прицеп или высаживаться из него во время движения.

10.4. АВИАЦИОННЫЙ ТРАНСПОРТ

10.4.1. Работники геологоразведочных предприятий, пользующиеся авиатранспортом, должны быть проинструктированы в части соблюдения мер безопасности на взлетно-посадочных площадках, при посадке, в полете и при выходе из салонов самолетов и вертолетов.
10.4.2. Доставка персонала и грузов в аэропорты и на взлетно-посадочные площадки геологических предприятий должна проводиться под руководством ответственного работника предприятия.

10.5. АЭРОСАНИ, СНЕГОХОДЫ

10.5.1. Запрещается при эксплуатации аэросаней:
а) находиться на расстоянии менее 25 м от аэросаней во время работы мотора;
б) посадка и высадка пассажиров при вращающемся винте и во время движения аэросаней.
10.5.2. При движении на снегоходах по территории, где возможно движение транспортных средств, водитель снегохода должен подчиняться "Правилам дорожного движения" и руководству по эксплуатации снегохода.
10.5.3. При движении в темное время суток или других условиях недостаточной видимости на аэросанях, снегоходе должны быть включены внешние световые приборы.

10.6. ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ

10.6.1. Перед началом навигации на судоходных водных путях должны быть проведены технический осмотр, регистрация и перерегистрация всех плавсредств геологических предприятий в местных органах Регистра СССР или навигационно-технической инспекции и получены разрешения на их эксплуатацию.
Эксплуатация плавсредств и передвижение на них осуществляются в соответствии с действующими правилами.

10.7. ГУЖЕВОЙ, ВЬЮЧНЫЙ И ВЕРХОВОЙ ТРАНСПОРТ

10.7.1. Транспортные животные (лошади, верблюды, ишаки, собаки, олени), предназначенные для использования в геологических предприятиях, до начала работ должны быть подвергнуты ветеринарному осмотру.
10.7.2. Верховые лошади и другие животные должны быть объезжены, хорошо слушаться узды, позволять спокойно себя седлать, давать спокойно садиться и спешиваться.
10.7.3. При появлении у транспортных животных признаков острозаразных заболеваний (сап, сибирская язва и др.) из ближайшего ветеринарного пункта должен быть срочно вызван специалист.
Подозреваемое в таком заболевании животное до прибытия представителя ветеринарного надзора необходимо изолировать.
10.7.4. Запрещается привязывать транспортных животных друг к другу при проводке их по узким горным тропам, слабоустойчивым мостам, по болотам и старым гатям, при переправах через реки.
10.7.5. При передвижении по ледникам и снежникам на нартах к последним необходимо прикреплять прочный поперечный шест для предохранения от падения в продольные трещины.

10.8. УСТРОЙСТВО И СОДЕРЖАНИЕ ВРЕМЕННЫХ ДОРОГ

10.8.1. Прокладка, строительство и обустройство временных дорог должны производиться по утвержденным проектам и в соответствии с "Временной инструкцией по строительству и эксплуатации временных зимних дорог, ледовых и водных переправ в районах работ геологических организаций Министерства геологии СССР".
10.8.2. В песчаных пустынях при прокладывании трассы временной дороги следует избегать участков зыбучих песков. На участках развития грядово-барханных форм рельефа трассу дороги следует прокладывать вдоль гряд, в промежутках между ними; при этом расстояние от оси дороги до гряд, барханов должно быть не менее их удвоенной высоты.
10.8.3. В заболоченных местностях перед прокладыванием дороги следует определить глубину заболоченного участка, толщину и прочность растительного покрова над ним, обозначить опасные места вблизи намечаемой трассы.
10.8.4. Временные дороги должны быть четко обозначены на местности и оборудованы дорожными знаками и указателями в количестве, достаточном для ориентации водителей.
За состоянием и содержанием временных дорог должен осуществляться постоянный контроль.


10.9. ПЕРЕПРАВЫ ЧЕРЕЗ ВОДНЫЕ ПРЕГРАДЫ

Общие положения

10.9.1. Для переправ через водные преграды (реки, озера и т.п.) экспедиции, партии, отряды должны быть обеспечены переправочными и спасательными средствами.
На постоянно действующих и долговременных переправах должна быть исправная запасная лодка с веслами и комплектом спасательных средств (спасательные круги, пояса и т.п.), веревки и медикаменты.
10.9.2. При выполнении работ, связанных с необходимостью часто преодолевать одну и ту же водную преграду, в наиболее удобном месте следует оборудовать и содержать в исправности безопасную переправу, ответственность за безопасную эксплуатацию которой несет руководитель этих работ.
10.9.3. Ответственность за соблюдение правил безопасности участниками переправы несет руководитель (старший) переправляющейся группы, который обязан уделять особое внимание лицам, не умеющим плавать.
10.9.4. Все переправляющиеся до посадки на плавсредства обязаны надеть индивидуальные спасательные средства (жилеты или пояса).
10.9.5. Переправы вброд, на лодках, плотах и другими способами во всех случаях и особенно в незнакомых местах должны производиться только после тщательной подготовки, включающей:
а) выбор и изучение места переправы;
б) разработку плана переправы;
в) проверку переправочных, охранных и спасательных средств.
10.9.6. Все участники переправы должны быть подробно ознакомлены с планом переправы и мерами безопасности при ее проведении.
10.9.7. Разовые и кратковременные переправы должны осуществляться только в светлое время суток.

Переправы вброд

10.9.8. Место брода должно быть тщательно разведано и обеспечивать безопасность и доступность переправы людей, транспорта и снаряжения.
Выбор места брода возлагается на старшего переправляющейся группы.
10.9.9. Полоса брода должна быть проверена на ширину не менее 3 м.
При многоразовом пользовании бродом полоса его должна быть обозначена по обеим сторонам вешками через 1,5-3 м. Отдельные глубокие места, коряги, подводные камни и другие препятствия, расположенные на полосе брода или в непосредственной близости от нее, необходимо обозначить. Место брода должно быть отмечено указателем "Брод".
10.9.10. Глубина брода при пешей переправе не должна превышать 0,7 м при скорости течения до 1 м/с; 0,5 м - при скорости течения 2-3 м/с.
Запрещается переход рек при больших глубинах или при больших скоростях течения, а также рек, несущих крупную гальку и валуны.
10.9.11. Глубина брода для лошадей с вьюком не должна превышать 0,4 м при скорости течения реки 3-4 м/с и 0,6 м при скорости течения 1,5-2 м/с; для оленей - 0,7 м при скорости течения реки до 1 м/с и 0,5 м при скорости течения до 2 м/с.
Глубина брода при переправе верхом не должна превышать 1,3 м при скорости течения до 2 м/с и 0,8 м при скорости течения до 3-4 м/с.
10.9.12. Предельная глубина брода для автомобилей и тракторов не должна превышать установленной техническим паспортом (инструкцией по эксплуатации) данного транспортного средства. Для повозок предельно допустимая глубина брода не должна превышать 1/2 диаметра колеса.
10.9.13. Уклоны спусков к броду и выездов не должны превышать для автомобилей 10 °, для тракторов - 15°.
При невозможности соблюдения этих требований места съездов и выездов должны быть соответствующим образом обустроены.

Переправы на подвесных канатах и по временным переходам

10.9.14. Для преодоления узких, но глубоких или бурных потоков должны устраиваться временные переходы из бревен или навесные канатные переправы.
10.9.15. На участке навесной канатной переправы исходный берег должен быть выше противоположного.
Применяемые для навесных переправ канаты должны иметь не менее чем 7,5-кратный запас прочности.
10.9.16. При сооружении временных переходов через горные реки по бревнам или поваленным деревьям необходимо натягивать веревочные перила, к которым переправляющиеся должны привязываться для страховки вспомогательной веревкой с карабином, кольцом или скользящей петлей.
При значительном превышении одного берега над другим для опоры ног на бревнах следует делать зарубки или набивать планки из дерева.
10.9.17. Передвижение по временным переходам и навесным переправам допускается только по одному человеку.

Переправы по льду

10.9.18. При передвижении и переправах по льду надлежит руководствоваться таблицей минимально допустимой толщины льда в зависимости от нагрузки и минимальных безопасных расстояний до кромки льда (табл. 6).
10.9.19. Обследование ледяного покрова при выборе места переправы должно производиться двумя работниками, передвигающимися в веревочной связке на расстоянии 10 м друг от друга, с шестами.
Запрещаются пробные переходы одного человека с целью определения прочности льда.
10.9.20. Измерение толщины льда на трассе зимой при толщине его до 1 м должно производиться не реже 1 раза в 15 дней, а на фарватерах с быстрым течением - 1 раза в неделю.
Весной и осенью наблюдение за толщиной и состоянием льда должно производиться не менее 2 раз в неделю, а в особо опасных местах - ежедневно.
10.9.21. Трасса переправы должна быть обозначена вехами или другими знаками в 3 м от оси трассы и в 30 м друг от друга.
На переправах по льду допускается одновременное движение только одиночных транспортных средств и только в одну сторону.
10.9.22. Спуск на лед должен иметь уклоны не более 11-12° для гусеничного транспорта и 5-6° для колесного.
10.9.23. Транспортные средства, направляемые в рейс по ледяным дорогам, должны быть обеспечены инструментом и приспособлениями для определения толщины льда (пешнями, ледобурами, мерными рейками и т.п.).

Таблица 6

Минимально допустимая толщина льда и минимальные расстояния до кромки льда при переправах по замерзшим водоемам

 

Наименование груза

Масса, т

Толщина льда, безопасная для передвижения при температуре воздуха от -1 до -25°С, см

Предельное расстояние до кромки льда, м

   

морской

лед

речной

лед

морской

лед

речной

лед

1

2

3

4

5

6

Человек в походном снаряжении

0,1

8

7

5-3

4-2

Нарты груженые с упряжкой собак

0,8

14-13

13-12

11

10

Автомобиль с грузом

3,5

38-30

34-25

19

16

Трактор гусеничный

8,4

60-47

52-39

25

22

Автомобиль 5-тонный с грузом

10,0

64-50

56-42

26

24

Сверхтяжелый груз

40,0

124-96

109-80

38

38

 Примечание. Данные приведены для осеннего льда. Весенний лед слабее осеннего в 1,5-2,5 раза.

В кабине на видном месте должны быть сделаны надписи о предельно допустимой толщине льда для данного транспортного средства (с учетом груза).
10.9.24. При появлении наледной воды, торосов, промоин (трещин и т.п.) движение по льду должно быть прекращено.
10.9.25. Запрещается передвижение по льду в туман и пургу. Если туман или пурга застигли в пути, то движение необходимо прекратить, а транспорт и груз равномерно рассредоточить на льду.
При продолжительной остановке на льду под колеса автомобилей, гусеницы тракторов следует подкладывать доски. Запрещается сбрасывание груза с автомобилей, нарт, повозок на лед.
10.9.26. Запрещается при движении по льду резко тормозить и обгонять впереди идущий транспорт. На гладком льду при торможении и поворотах следует остерегаться заносов.
10.9.27. Скорость движения автомобилей и тракторов по ледяной переправе должна быть не более 10 км/ч, гужевого транспорта - 4-5 км/ч.
10.9.28. Запрещаются переходы по льду рек в местах впадения в них притоков.

ПППА - работы, услуги, партнерство
на главную страницу сайта

Инженерная геология, буровые работы - полезная информация
к оглавлению документов и статей


ПППА - контактная информация на этой странице


pppa.ru © ПППА